Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
48, С. 519-521 опубликовано: 24 июня 2022г.


НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в г. Нежине Черниговской обл. (Украина). Основан, вероятно, во 2-й пол. XVII в. «Когда и кем он был основан - нет никаких сведений, а по наличию в нем Евангелия, напечатанного во Львове 1678 года, можно видеть, что он существует более ста лет»,- писал в 1786 г. А. Ф. Шафонский (Шафонский. 1851. С. 462). Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что Н. В. м. основан ок. 1660 г., при царе Алексее Михайловиче, вдовой полковника малороссийского Стародубского полка Анной Бриславской (в монашестве Евдокия), но источников, подтверждающих эти сведения, не приводил. На выкупленных Бриславской землях в предместье г. Нежина были построены небольшие кельи «для приюта престарелых и бедных», а вскоре по благословению Черниговского и Новгород-Северского архиеп. Лазаря (Барановича) возведены деревянные собор в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и (к востоку от него) - ц. во имя св. прор. Илии (Филарет (Гумилевский). 1873. С. 1-2). Евдокия (Бриславская) стала 1-й игуменией обители. Среди почитаемых настоятельниц известна «честная житием старица» Памфилия Кулябковна († 16 мая 1747).

Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Кон. XIX в.
Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Кон. XIX в.

Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Кон. XIX в.
В 1756 г., при игум. Елевферии, в Н. В. м. сгорели обе церкви и кельи. Согласно ведомости 1767 г., в обители имелась новая деревянная Илиинская ц. (освящена при игум. Елевферии 12 янв. 1757). При игум. Екатерине (Клецуковне), возглавлявшей мон-рь в 1758-1763 гг., и при игум. Марфе (1763-1767) строились каменная игуменская и деревянные сестринские кельи.

Одноглавый бесстолпный Введенский собор (1778) в стиле барокко выстроен из кирпича (кладка с подрезкой швов). По пространственной и планировочной композиции храм принадлежит к одному из разновидностей тетраконха с прямоугольными очертаниями юж. и сев. ветвей. Фасады расчленены пилястрами, над к-рыми раскрепован тонко профилированный завершающий карниз. Фасады юж. и сев. ветвей имеют фронтоны полукруглого очертания с овальными окнами в тимпанах. Окна с лучковыми перемычками декорированы профилированными тягами из кирпича и оштукатурены. Сандрики имеют форму лучкового фронтона. Глава украшена 8-гранным барабаном с 2-ярусным профилированным карнизом и барочным куполом.

В соборе находилась Печерская икона Божией Матери, в «складных крестиках» к-рой хранились «с давних времен» частицы мощей сщмч. Макария, митр. Киевского, и вмц. Параскевы. Здесь же хранились список с Толгского образа Божией Матери, иконы Спасителя и св. прор. Илии, найденные в пепле сгоревшей в 1756 г. Илиинской ц. Все 3 образа украшали серебряные ризы. В соборе хранилась позолоченная чаша с надписью: «1732 года сооружена коштом честнаго о. Илариона Пироцкого в монастырь девичий Нежинский до храму святого Илии пророка». В книжном собрании Н. В. м. имелись Евангелие (1717), Псалтирь (К., 1617), Требник (Львов, 1655), «Трифологион» (Новгород-Северский, 1678), Октоих (К., 1699), а также «Лексикон славенороссийский» (К., 1653), составленный лексикографом, поэтом и переводчиком П. Берындой.

Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. 2015 г.
Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. 2015 г.

Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. 2015 г.
В 1775 г. имп. Екатерина II Алексеевна, посетившая Нежин, пожертвовала обители 150 р.

10 апр. 1786 г., при игум. Анне, Н. В. м. был отнесен к штатным 3-классным необщежительным обителям. В 1796 г. в мон-ре проживали 26 монахинь и послушниц. В 1804 г. игум. Лаврентия жаловалась в духовную консисторию на «самоволие» бывш. казначеи Иустины (Стороженковой) и на «непокорность» некоторых сестер. Черниговский еп. Михаил (Десницкий) писал о том, чтобы Иустина во всем подчинялась настоятельнице и «ни во что не вмешивалась».

При настоятельнице (1812-1829) игум. Варваре (Стороженковой), поступившей в обитель вдовой, была построена колокольня с теплой трапезной ц. св. прор. Илии (1814). При игум. Варваре в Н. В. м. проживала схим. Мария, обладавшая даром предвидения и предсказавшая монашество буд. архимандриту прп. Герману (Клице).

В 1848-1860 гг. настоятельницей Н. В. м. была деятельная игум. Панкратия (Чернова; Ɨ 28 дек. 1860), дочь почетного гражданина Нежина С. Чернова, постриженица Ладинского Покровского мон-ря Прилукского у. Полтавской губ. Вместе с ней из Ладинской обители в Н. В. м. перешла ее помощница казначея Смарагда, дочь капитана Рустика Урсула, после чего в обители начались масштабные строительные работы. Были возведены каменная ограда, 2-этажный каменный сестринский корпус (1857), в 1859 г. расширен теплый храм, в котором по благословению Черниговского и Нежинского архиеп. Павла (Подлипского) освящен придел во имя св. Жен-мироносиц. При игум. Панкратии в Н. В. м. был введен общежительный устав.

В янв. 1861 г. сестры избрали настоятельницей казначею Смарагду (Урсул), архиеп. Черниговский и Нежинский Филарет (Гумилевский) возвел ее в сан игумении. Благодаря ей в 1863 г. при мон-ре в отдельном 2-этажном доме было открыто уч-ще для девочек, основана больница на 12 кроватей, при к-рой проживали 6 послушниц под надзором рясофорной инокини. Для лечения больных приглашали доктора. За оградой игум. Смарагда устроила странноприимный дом для паломников (от 20 до 100 чел. в день). В том же году была основана иконописная школа, в к-рой к 70-м гг. XIX в. занимались 12 учениц, и устроены мастерские резчиков по дереву. С 1868 г. мон-рь принимал заказы по изготовлению икон для соседних церквей. Были написаны образа для иконостаса Вознесенского храма в мест. Нов. Басань (ныне село), в 1870 г.- для Богородице-Рождественской ц. в Монастырище, для Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Одновременно с иконописной мастерской существовала и иконостасная мастерская, где обучались 15 послушниц. В Н. В. м. изготавливали и золотошвейные изделия, в т. ч. для черниговского Елецкого мон-ря и киевской Илиинской ц., а также «исправляли ризницу» Черниговского архиерейского дома.

В 1864 г. обитель получила 80 дес. земли, на которой было устроено кладбище с каменной ц. в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1869) и сооружены деревянные кельи для сестер, трудившихся на огородах.

Во время русско-турецкой войны (1877-1878) в здании монастырского училища, существовавшего ранее в Н. В. м., игум. Смарагда устроила госпиталь для раненых солдат и офицеров.

В 1896-1900 гг. обитель возглавляла подвижница игум. Архелая (Дашкевич), переписывавшаяся со св. прав. прот. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым). В 1898 г. имп. св. Николай II Александрович наградил ее золотым наперсным крестом.

К нач. XX в. на территории Н. В. м., в к-ром проживали ок. 200 насельниц, был построен 3-этажный келейный корпус с домовой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца. Монастырь владел 211 дес. земли, конной мельницей с 30 дес. земли, имел скит в лесу около с. Ветхое с церковью и большой сельскохозяйственной фермой. Обитель получала из казны ежегодно 346 р. 27 к. Доход Н. В. м. приносила и гостиница, считавшаяся самой комфортабельной и дорогой в городе. По воспоминаниям, условия проживания в ней были настолько благоприятными, что там постоянно останавливались богатые холостяки.

В 1914 г., после кончины игум. Валентины, сестры единогласно избрали настоятельницей игум. Смарагду (Онищенко; 1858-1945). В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, игум. Смарагда была арестована, обвинена в «противодействии изъятию церковных ценностей» и 17 мая того же года Ревтрибуналом приговорена к 3 годам лишения свободы. В 1925 г. игумения вернулась в обитель. Но в 1927 г. Н. В. м. был закрыт, 80 сестер во главе с игум. Смарагдой поселились в Георгия Победоносца великомученика монастыре с. Даневка (ныне Козелецкий р-н Черниговской обл. (Украина)), храмы и др. постройки переданы под артиллерийский склад. В 1930 г. игумения была вторично арестована «за антисоветскую агитацию», отбывала заключение в тюрьме г. Нежина, после освобождения вместе с 4 сестрами поселилась в г. Козельце на частной квартире.

В 1941 г. игум. Смарагда с сестрами вернулась в обитель. Осенью того же года в отремонтированном Введенском соборе возобновились богослужения, к-рые совершал прот. Василий Бугаевский. В Н. В. м. собрались 18 насельниц. В сент. 1943 г. мон-рь снова был закрыт, игум. Смарагда переехала в Чернигов, поселилась рядом с Болдинским во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии монастырем; похоронена на монастырском кладбище. После 40-х гг. XX в. собор, колокольня, бывшая трапезная, гостиница и мастерские Н. В. м. пребывали в запустении; разрушены храм св. прор. Илии, келейные корпуса, упразднено кладбище.

12 марта 1998 г. решением Синода УПЦ мон-рь был возобновлен, настоятельницей назначена игум. Антония (Терещенко). 21 июля 1998 г. в обители была отслужена 1-я Божественная литургия. Отреставрированы Введенский собор и колокольня, построены игуменский и 2-этажный сестринский корпуса. При Н. В. м. есть швейная мастерская, обители принадлежит небольшой земельный участок за городом.

В 2000 г. из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря в Н. В. м. был передан список с Толгской иконы Божией Матери в память о почитавшемся в обители и утраченном в XX в. одноименном образе. Другой святыней Н. В. м. является икона Божией Матери «Достойно есть», написанная в 1885 г. на Афоне. 16 нояб. 2011 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) состоялось перенесение останков игум. Смарагды в Н. В. м. 8 мая 2012 г. Синод УПЦ принял решение о канонизации игум. Смарагды (Онищенко) в лике местночтимых святых Нежинской епархии. 3 мая 2014 г. в Н. В. м. состоялось прославление в лике святых преподобноисп. Смарагды. 19 июня 2014 г. ее имя внесено в месяцеслов УПЦ.

Ист.: ОДДС. Т. 3. Прил. CXI. № XXIX.
Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 506; Шафонский А. Ф. Черниговскаго наместничества топогр. описание с кр. геогр. и ист. описанием Малой России. К., 1851; Домонтович М. А. Мат-лы для географии и статистики России: Черниговская губ. СПб., 1865. С. 681; Филарет (Гумилевский), архим. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 4: Женские и закрытые мон-ри; Строев. Списки иерархов. С. 532; Денисов. С. 913; Василий (Богоявленский), еп. Картины церк. жизни Черниговской епархии из 9-вековой ее истории. К., 1911. С. 66; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1986. Т. 4. С. 282; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский Патерик. М., 1997. С. 390; Поселянин Е. Богоматерь. М., 2002. Кн. 2. С. 191.
Д. Б. К.
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (жен.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Украина) Нежинский в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ)
См.также:
ЕЛЕЦКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в Чернигове (Украина)
КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ФЛОРА И ЛАВРА (В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Киевской митрополии УПЦ
КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан в 1889 г.
КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ)
ОВРУЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Овручской и Коростенской епархии Украинской Православной Церкви)
ПОЛТАВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Полтавской и Миргородской епархии